taen_1 (taen_1) wrote,
taen_1
taen_1

Categories:

Секреты мужской красоты. Как русский денди был одет

849631.900x900p.jpg

Пресс-показ выставки "Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века" состоялся 14 марта в Государственном историческом музее. Музей открыл новый выставочный сезон, впервые представляя публике проект, всецело посвященный истории мужской моды и рассказывает о стиле русских щеголей.

Исторический музей всерьез взялся за мужскую моду, представив выставку «Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII — начала ХХ века». Образ красавца создадут более 600 предметов из коллекции Исторического музея, Государственного музея А.С.Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки и Фонда Александра Васильева (Вильнюс). Это мужские костюмы и нижнее белье, украшения и аксессуары, средства по уходу за внешностью, картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги.

849672.900x900p.jpg
Министр культуры РФ Владимир Мединский и историк моды Александр Васильев на выставке

Как выглядели русские модники, можно увидеть благодаря отличной подборке живописи: XVIII век — портрет князя Алексея Куракина работы Жана Луи Вуаля; портреты Петра Чаадаева кисти Шандора Козина и графа Владимира Орлова-Давыдова (работы Кристины Робертсон) представляют XIX век; начало XX столетия – портрет князя Владимира Голицына, написанный Валентином Серовым, и портрет графа Сергея Зубова — единственная в отечественных музеях работа итальянца Джованни Больдини (ГИМ).

a1ed88c9-829b-4f7a-9006-566684398e8b.jpg
Джованни Больдини. «Портрет графа С.П. Зубова». Франция, Париж (?), 1913 г.

На выставке представлены три периода в истории мужской моды императорской России. Первый период относится к середине – второй половине XVIII в. Именно в это время в придворной среде появляются модники европейского образца, или, как их тогда называли, петиметры. Одним из таких петиметров был Иван Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, который, пользуясь положением, принялся прививать петербургскому двору вкус к парижским модам, вводил французский язык и обычаи в повседневную жизнь высших слоев общества. В целом в это время преобладало влияние модных тенденций Франции. Отсюда страсть аристократических модников к чрезмерному декорированию образа с использованием ярких тканей, вышивок, кружев. В XVIII веке, конечно же, все и костюмы, и аксессуары исключительно ручной работы. Пошив был индивидуальным и стоил немалых денег. Ткани — шелковые различной выделки. Привозили их из Парижа.

wx1080.jpg

Кюлоты. Франция, 1770–1775 гг..jpg
Кюлоты. Франция. 1770–1775 гг.

Второй период приходится на первую треть XIX в. и связан с проникновением в Россию моды на стиль британских денди. Законодателем мод становится Великобритания, на первый план выходит сдержанность и лаконичность. Неизменным остается одно - возможность называть себя модниками остается почти исключительно прерогативой дворянства. Моде старались следовать многие, а некоторые, особенно интеллектуальная элита, — Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Петр Чаадаев, князь Петр Вяземский, — обладали чертами истинных денди.

00d6d7e2a526b50200a3dd44bea628b5a760a7bb.jpg

Третий период относится к первым двум десятилетиям XX века и проходит под знаком утонченной эстетики декаданса. Несмотря на то, что тиражирование способствовало упрощению и вульгаризации моды, культура щегольства в это время переживает новый виток эволюции. Декадентская эстетика соединялась с усилившимся театральным характером дендизма. А вкупе с увлечением активным отдыхом и спортом это повлекло за собой создание более простой и удобной одежды.

e696dee0-c8d2-46a4-9686-35c2434d99d0.jpg
Людвик Стримпл (1880–1937). «Новая страсть. Платье для танго Редферна». Лист из модного журнала Gazettedu Bonton, 1914, № 2. Франция, Париж. Гравюра, раскрашена вручную.

Отдельно выставляется единственная на выставке пара обуви фирмы "Скороходъ" 1910-х годов. По виду она почти не отличается от современной обуви и является своеобразным гибридом оксфордов и лоферов.

d8bed7ec-315e-4b42-ac2a-ef936a57d726 (1).jpg

Помимо одежды на выставке представлены и вещи, которые дополняли образы аристократов — золотые и серебряные перстни с бриллиантами и аметистами, пуговицы, украшенные миниатюрами, табакерки, обувные пряжки, а также книга с 40 способами завязывания галстука — "Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстук" 1829 года.

Башмачные пряжки. Франция, 1770-е гг..jpg
Башмачные пряжки. Франция, 1770-е гг.

849635.900x900p.jpg

За современность на выставке отвечают молодые дизайнеры из Британской высшей школы дизайна, а за парфюмерию — мужской аромат от компании Selection Exellence.

849653.900x900p.jpg

Мужская мода в ГИМе — удивительное переплетение характеров и вкусов, демонстрации статуса, приверженности передовым взглядам и научно-техническому прогрессу. В общем, все то, что по-прежнему увлекает современных красавцев мужчин.

849632.900x900p.jpg

849654.900x900p.jpg
Tags: Исторический музей, выставки, культура, мода, одежда, цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments