taen_1 (taen_1) wrote,
taen_1
taen_1

Category:

Самолёт президента: ПУ это не Путин, а «пункт управления»

В Женеву со своим «ядерным чемоданчиком»

l-301352.jpg

Уже сегодня президент России Владимир Путин отправится в Швейцарию на «судьбоносную» встречу с американским президентом Джо Байденом. Понятно, что не рейсовым самолётом Аэрофлота Airbus A330−300 (билет до Женевы в эконом классе от 10 460 рублей), а «бортом № 1» — президентском Ил-96−300 ПУ (М). Причём, на новеньком, который «обкатали» на Воронежском авиационном заводе (ВАСО) в апреле нынешнего года. Это штучная модель, потому как в серийное производство этот самолёт так и не пошёл.

Похвастать тем, что летал, мол, на Ил-96 могут сейчас немногие — серийное производство этих дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов (с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества) было ограниченным — 25 воздушных машин. Шесть из них было произведено для авиакомпании «Аэрофлот», которая в 2014 году завершила его эксплуатацию, ещё три для «Домодедовских авиалиний», которые поставили «на прикол» ещё в 2008 году. Остальные — для нужд КБ «Ильюшина» и специального лётного отряда «Россия», обслуживающего президента и правительство.

Собственно, только Владимир Путин и летает по стране и за границу на Ил-96−300ПУ (М). С чем же это связано, когда президент всецело доверяет своему лайнеру, а российские авиакомпании от воздушной машины подобного класса отказались?

Ещё со времени создания Ил-96 (на базе лайнера Ил-86) этот пассажирский самолёт считался самой перспективной отечественной разработкой. В итоге он стал своего рода вершиной отечественного самолётостроения, который мог превратиться в достойного конкурента аналогичным по классу Boring и Airbus.

В ходе испытаний Ил-96 совершил уникальный беспосадочный перелёт Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва, преодолев расстояние в 14 800 километров за 18 часов 9 минут. Лайнер успешно эксплуатировался на зарубежных рейсах — летал в Сингапур, Нью-Йорк, Токио, Гавану и ещё целый ряд городов. Ил-96, по словам одного из первых его пилотов Сергея Кнышова, был достоин лучшей доли — уникальная воздушная машина российского производства могла дать и продолжение целой серии отечественных пассажирских лайнеров.

Ил-96 оказался «неподъёмным» для отечественных авиакомпаний из-за высокой себестоимости, выгоднее было брать иностранные лайнеры в лизинг. К слову, «Аэрофлот» одно время обязался приобрести дополнительные Ил-96 в обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены. Впрочем, такая судьба ждала и остальные отечественные лайнеры, что в итоге поставило авиапром России на грань выживания. Получается, что «роскошь» летать на самолётах доступна только правительству?

Первым «пассажиром № 1» Ил-96−300 стал ещё президент Борис Ельцин, потом на аналогичный пересел и Владимир Путин, для которого в Воронеже построили новый самолёт. Это патриотизм или просто денег на «дорогую игрушку» не жалко?

— Есть ряд причин, почему сейчас в качестве правительственного самолёта используется Ил-96, — рассказывает Заслуженный пилот РФ Владимир Таланов. — Во-первых, это действительно очень надёжное и безопасное воздушное судно, что подтверждает и многолетняя эксплуатация этого самолёта. Здесь президент сделал правильный выбор, плюс это элемент престижа для руководителя государства — лидер не каждой страны может себе позволить летать на «своём» самолёте.

Во-вторых, само понятие «борт № 1» это не один самолёт, ведь всегда присутствует и резервный, помимо передового самолёта с охраной, помощниками, журналистами. И если произойдёт некая поломка или выявится неисправность, особенно в иностранном аэропорту, президент пересядет на запасной лайнер и никакой заминки или конфуза не будет. Ведь за границей нет должной базы запчастей для оперативного ремонта. Для «Боинга» или «арбуза» найдут быстро, для российских лайнеров, которые на международных рейсах сейчас практически не увидишь, это может стать большой проблемой, связанных с доставкой запчастей.

Это, к слову, одна из проблем и для наших «суперджетов», причём, как выяснилось, и в российских аэропортах ремонтная база слабовата. А президентский Ил-96−300 при наличии резервного самолёта даёт как бы двойную гарантию безопасности.

Вот и свеженький Ил-96−300ПУ прямиком отправился в состав специального лётного отряда «Россия» — под президента. Управляющий директор ВАСО Фарит Шарафеев не акцентирует внимание на том, кто станет эксплуатантом нового самолёта, отметил: «Программа Ил-96 традиционно обеспечивает основную загрузку завода. Около 70 процентов работников предприятия заняты именно на этом проекте. У нас накоплен колоссальный опыт производства таких машин. Сегодня мы стабильно обеспечены заказами по программе Ил-96». И если посмотреть на график выпуска этих самолётов с 2011 года, то за 10 лет их произведено 6 единиц — в аккурат для нужд правительственного авиаотряда.

Новый самолёт Путина выпущен в модификации именно Ил-96−300, а не Ил-96−400, который рассматривается как пассажирский самолёт с большей вместимостью. Он на 10 метров длиннее, а цифра 400 — это численность пассажирских мест в салоне. О запуске производства «четырёхсотки» в ВАСО говорили и в 2016-, и в 2018-м, и 2019 годах. Вроде как даже началась сборка элементов планера первого лайнера Ил-96−400М, однако на выходе опять оказалась президентская «трёхсотка».

К слову, на Ил-96−400ВПУ (военный пункт управления) с регистрационным номером RA-96102 летает министр обороны РФ Сергей Шойгу. Для него в 2016 году его переоборудовали в «спецборт» из грузового Ил-96Т (транспортный).

Самолёт Ил-96−300ПУ является средством воздушного передвижения главы ядерной державы, который должен быть в курсе всех событий связанных с безопасностью страны и иметь возможность в любой момент принять решение в соответствии с ситуацией — вплоть до нажатия «красной кнопки». Никто доподлинно не раскроет всю «начинку» этого самолёта — знающие молчат, незнающие выдают лишь домыслы.

Понятно, что под рукой у главы государства находятся все необходимые средства коммуникации для управления — каналы спецсвязи, спутниковые системы, уникальная радиоэлектронная начинка, позволяющая транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, с любой высоты, в любую точку мира.

Можно предположить, что «борт № 1» оборудован и комплексом «Президент-С», который предназначен для индивидуальной защиты самолёта от поражения авиационными и зенитными ракетными системами. Этот комплекс обнаруживает пуски ракет и активизирует применение пассивных и активных помех в инфракрасных и радиодиапазонах, в результате чего нарушается работа систем самонаведения ракет и производится их перенацеливание.

Известно о другой начинке «президентского борта». В нём имеется мини-спортзал, комнаты отдыха, столовая, бар, душевые кабины и медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи.

Над внутренней отделкой «самолёта Путина» Ил-96−300ПУ, построенного по спецзаказу в Воронеже, работали лучшие ювелиры из Златоуста, салон украсили гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павло-Посадской шелковой фабрики и пр. Всё-таки самолёт президента, который здесь принимал и весьма важных иностранных особ — марку державы держать нужно, и даже лайнер, который называют «летающий Кремль» должен соответствовать уровню.

Всё это, конечно, круто, а вот какую «стаю» может повести «самолёт Путина»? На какое крыло поднимется отечественный авиапром? Сколько там стерхов летело за дельтапланом, на котором президент указывал путь в небе редким журавлям, наверно никто и не припомнит.

А вот из новых самолётов (истребители и бомбардировщики в счёт не берём) клин за «бортом № 1» выстраивается довольно жиденький. На том же ВАСО это пока лишь проходящий испытания турбовинтовой Ил-114−300, предназначенный для местных авиалиний, да лёгкий военно-транспортный Ил-112 В, который тоже совершил лишь второй испытательный полёт.

Не взмахнёт пока крылом за иллюминатором президентского «борта № 1» и российский среднемагистральный МС-21, который считается весьма перспективной разработкой и «прорывом» отечественного авиапрома. Пристроятся в хвост разве что «Суперджеты» (Sukhoi Superjet 100), которых на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре с 2011 года выпущено 207 единиц. Ну, те, на которые наберутся запчасти — почти половина комплектующих-то импортная.

Про Ту-204/214 тоже говорить не будем. Их произвели в количестве 87 единиц, но и их в небе нечасто увидишь — основной эксплуатант, правительственный авиаотряд «Россия», располагает 18 такими «тушками», но использует нечасто, за исключение Ту-214ПУ на котором Владимир Путин летает по России на короткие дистанции.

А, например, российская компания Red Wings из 10 имеющихся Ту-204 и Ту-214 использует лишь один, а остальные 9 держит на хранении (ещё один такой самолёт разбился). Аналогичная ситуация и в других авиакомпаниях, та же «Авиастар-ТУ» (самолёты производятся на предприятии «Авиастар СП») из 5 самолётов использует лишь два (2 на хранении, 1 разбился).

В общем, если кому и доведётся пролететь на борту Ил-96, помимо президента и министра обороны, так это лишь сопровождающим их лицам. Обычным пассажирам пока что в очередь становиться рано — идите к стойке на «Суперджет». Это вам не в Женеву, на встречу с Байденом.

https://svpressa.ru/politic/article/301352/
Tags: Россия, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments