taen_1 (taen_1) wrote,
taen_1
taen_1

Categories:

С Рождеством Христовым!

rublev.jpg
«Рождество Христово». Фрагмент иконы прп. Андрея Рублёва, 1410-е(?)

В основе праздника Рождества Христова лежит событие явления Христа во плоти. В рождение Христа христиане вкладывают глубокий символический смысл: Христос был послан Богом, чтобы спасти человека и всё своё творение от греха и смерти. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Рождество отмечается как праздник света. Ведь согласно Евангелию от Иоанна, Христос - это "свет истинный, который просвещает всякого человека, входящего в мир".

В древности праздник назывался Богоявлением и имел отношение вообще к явлению Бога во плоти, что охватывало и Рождество Христово, и событие Его Крещения во Иордане. Смысл праздника как явления Бога объясняет святой Иоанн Златоуст. По его словам, Спаситель после Крещения явился видимо пред людьми, то есть с этого времени начал Свое общественное служение. Преподобный Ефрем Сирин Epifanis или Тэофания/Епифания («Богоявление», или «Явление [Божественной силы]») понимал в смысле Рождества Христова.

К мнению преподобного Ефрема Сирина в отношении понимания смысла Epifania присоединяются святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Святой Григорий Богослов в одном из своих Слов говорит: «Ныне праздник Богоявления, или Рождества, ибо так и иначе называется день сей, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человеком через рождение. От явления произошло наименование Богоявления, от рождения — Рождества».

Выделение праздника Рождества Христова (но не отделение, поскольку два праздника мыслятся как единое целое и промежуток между ними занимает одиннадцать дней и называется у нас «святками», то есть продолжением праздника, как святого дня) произошло не позднее середины IV века и ранее всего — в Римской Церкви. По свидетельству Иоанна, епископа Никейского, эта Церковь начала праздновать Рождество Христово 25 декабря при папе Юлии (337—352).

Как с этого дня начинает уменьшаться тьма и увеличивается время солнечного света и таким образом происходит поворот в природе, так и с Рождением Спасителя произошел поворот в мировой жизни. Святой Амвросий Медиоланский сравнивает Христа Спасителя с новым солнцем.

Современная служба в Минеях имеет надписание: Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В некоторых Месяцесловах есть еще дописка: «Пасха. Праздник тридневный. По-латыни этот праздник называется Nativitas Domini (Рождество Господа), по-английски — Christmas, по-немецки— Weihnacht (Святая ночь), по-французски — Noel. Как видно из этих различных наименований, православное название больше всего и со всей точностью определяет и указывает на сущность праздника. Словом «Пасха» дается характеристика торжественности празднования, но также указывается на то, что праздник Рождества во многом, особенно в предпразднство, напоминает «Пасху крестную» (Великую Страстную седмицу), поскольку Воплощение (как «истощание Божества» — срав. Флп. 2, 7), Рождение, ясли и вертеп есть начало великого Крестного пути Божественного Искупителя. Именно с Рождества начался крестный путь Христа.

Сегодня торжество всего видимого и невидимого мира. Вся вселенная ликует, так как совершилось великое таинство мира: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16), чтобы спасти нас от рабства врагу.

По материалам: https://pravoslavie.ru/1989.html
Tags: Рождество Христово, православие, праздники, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments